Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 22.01.2025, 04:45

Зареченская Ольга Анатольевна

Меню сайта
Поиск

Дидактические материалы

ДИАГНОСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

На основе 16 тестов в картинках  для определения математических способностей ребенка, который скоро собирается идти в школу, родители смогут определить уровень знаний ребенка без помощи профессиональных психологов и педагогов. Эти мини тесты по математике для дошкольников в картинках позволят развить логическое мышление и математические навыки и умения.
Каждый тест для дошкольников по математике рассчитан всего на 10 минут. Шкала успеваемости на каждой страничке теста продемонстрирует Вам уровень развития математических навыков Вашего ребенка. При выполнении задания каждый верный ответ закрашивается. 9-10 закрашенных цифр будут говорить о хороших результатах вашего ребенка.... читать далее

 

ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Диагностика памяти  (методика опосредованного запоминания) 

Нужно подобрать 10—15 слов, которые будут предложены для запоминания детям, а также набор карточек с картинками (20—30). Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам. Слова для запоминания:

обед            сад             дорога        поле          молоко        свет       одежда       ночь  

ошибка        лошадь       птица         ученье        стул           лес         мышь

В наборе карточек  должны быть изображены: хлеб, яблоко, шкаф, часы, карандаш, самолет, стол, кровать, сани, лампа, корова, кошка, грабли, гнездо, ножик, дерево, земляника, рубашка, автомобиль, телега, луна, диван, здание школы, чашка, велосипед, дом, тетрадь, фонарь.

ИНСТРУКЦИЯ РЕБЕНКУ: «Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, будешь выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово». Первым произносится слово, например, молоко. Для того, чтобы запомнить это слово, ребенок должен выбрать карточку с рисунком коровы и т. д. На выбор карточки к каждому слову отводится 30 секунд. Многие дети осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора следует расспросить ребенка, почему он сделал этот выбор.

Затем следует занять ребенка на 15 минут какой-нибудь другой игрой. По истечении этого времени ребенку демонстрируются картинки, которые были выбраны им для опосредованного запоминания. Количество правильно названных слов может свидетельствовать о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.

Диагностика распределения внимания 

Ход выполнения задания

Педагог предлагает испытуемым следующие задания:

а) написать числа от 1 до 10, одновременно считая вслух от 10 до 1. Если он сразу начинает сбиваться - у него слабое распределение внимания;

б) считать вслух от 1 до 20, но ребенок не должен называть числа, вклю­чающие тройку или кратные трем, вместо этих чисел он должен говорить: "Не собьюсь". Например: "Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь" и т.д.

Обработка результатов

Подсчитать ошибки: максимум —7, минимум - 0. Принято считать, что: хорошее распределение внимания - от 0 до 2 ошибок; среднее - от 3 до 5;  плохое - от 6.

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, —, 7, 8, -, 10, 11, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20 (черта замещает числа, которые нельзя произносить).

Диагностика зрительной памяти дошкольников по методике Векслера

Ребенку предлагается 4 рисунка. На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.

Результаты опыта:

1. Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл; правильно расположенные флажки — 1 балл; правильный угол пересечения линий — 1 балл; максимальная оценка этого задания — 3 балла.

2. Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл; четыре маленьких квадрата в большом .— 1 балл; две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл; четыре точки в квадратах — 1 балл; точность в пропорциях — 1 балл; максимальная оценка этого задания — 5 баллов.

3. Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл; все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл; маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.) Максимальная оценка — 3 балла.

4. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю —  1 балл; центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл; фигура правильная за исключением одного неправильно воспроиз­веденного угла — 1 балл. Максимальная оценка — 3 балла. Максимальный результат —  14 баллов.

О хорошей  зрительной  памяти  свидетельствует результат — 10 и выше баллов, о средней – 9 – 6 баллов, о низкой – 5 – 0 баллов.

Диагностика коммуникативных умений ребенка

Шкалы: умение договариваться, взаимный контроль, отношение к результату деятельности, взаимопомощь, рациональное использование средств совместной деятельности.

Тестируем: Межличностные отношения. Назначение теста: изучение коммуникативных умений детей. Процедура тестирования: используемый материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов,составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей. Исследование проводится с детьми 4–7 лет.

I. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

II. Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Далее проводится эксперимент, в котором участвуют дети разного возраста.

Важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.

Оценка результатов теста: анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:

  • умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают;
  • какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.;
  • как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • как относятся к результату деятельности, своему и партнера;
  • осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования, в чем это выражается;
  • умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй и четвертой сериях).

Определяют, как зависят эти показатели от возрастного состава пар испытуемых. Делают выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.

Диагностика образной памяти ребенка

Данная методика предназначена для изучения образной памяти. Сущность  методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы. Задача испытуемого — после того как убрали таблицу, нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил. Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма - 6 (и более) правильных ответов. Методику можно использовать как при индивидуальной работе, так и в группе.

МЕТОДИКА “Какой Я?”

Методика "Какой Я?" предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов: ответы типа "да" оцениваются в 1 балл, ответы типа "нет" оцениваются в 0 баллов, ответы типа "не знаю" или "иногда" оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития самооценки: Протокол методики “Какой я”

Оцениваемые качества личности Оценка по вербальной шкале
да нет иногда не знаю
1 Хороший        
2 Добрый        
3 Умный        
4 Аккуратный        
5 послушный        
6 Внимательный        
7 Вежливый        
8 Умелый (способный)        
9 Трудолюбивый        
10 Честный        

10 баллов - очень высокий; 8-9 баллов - высокий; 4-7 баллов - средний; 2-3 балла - низкий; 0-1 балл - очень низкий

 

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, ЗАДАЧИ В СТИХОТВОРНОЙ ФОРМЕ, ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Математика для маленьких детей довольно сложная наука, которая может вызвать трудности во время обучения в школе. Кроме того, далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам.  Поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе. Ведь современная школьная программа довольна насыщенна и далеко не проста даже для первоклашки. Овладение дошкольником навыками счета и основами математики в игровой и занимательной форме поможет ему в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Занимательные задачи, задачи в стихотворной форме

Логические задачи

 

ЗАДАЧИ-ШУТКИ, ГОЛОВОЛОМКИ, ЗАДАНИЯ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

  • В море плавало 9 пароходов, 2 парохода пристали к пристани. Сколько в море пароходов? (9 пароходов)
  • В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка. Напротив каждой кошки  - 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4 кошки, в каждом углу по кошке, показать на наглядном материале)
  • Как в решете воды принести? (когда вода замерзнет, превратится в лед)
  • Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек)
  • Из какой посуды нельзя ничего съесть? (из пустой)
  • Папа, мама и Вова всегда садятся за стол ужинать так: справа от окна – папа, слева то окна – Вова, спиной к окну мама. Как можно сесть по другому? Сколько разных вариантов? (6 вариантов – показать на наглядном материале)
  • Наступил долгожданный Январь. Сначала зацвела 1 яблоня, а потом еще 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (в Январе деревья не цветут)
  • Плитку шоколада разделили на несколько частей. Петя съел 2 части, а Нина 1 часть, осталось еще 3 части. На сколько частей разделили шоколад? (6 частей)
  • Строители строили дорогу. Несколько участков дороги получилось выше уровня земли, несколько – ниже уровня земли. На каких участках дороги после дождя образуются лужи? (на низких участках дороги)
  • В физкультурном зале висит канат. Мальчик поднялся на 3 метра и достиг середины. Какой длины канат? (6 м)
  • Неожиданно пошел сильный дождь. Однако Таня, Саша, Лена не промокли. Почему? (они наблюдали за дождем из окна; у каждого был зонт или плащ)
  • У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 – сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги)
  • Сапожник решил починить 2 пары ботинок. На каждый каблук он набьет набойку, каждую набойку он прибьет 2 гвоздями. Сколько набоек и гвоздей ему понадобится? (4 набойки, 8 гвоздей)
  • Костя ссыпал вместе песок из 3 кучек, а Маша ссыпала вместе песок из 4 кучек. Сколько кучек песка получилось? (2 кучки, если каждый в свою, или 1 большая, если весь песок дети ссыпали вместе)
  • Сколько орехов в пустом стакане? (стакан пустой, значим, в нем ничего нет)
  • По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько акул плавало в море? (9 акул, они только нырнули)
  • В вазе – 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов в вазе? (3 тюльпана)
  • 7 мальчиков расчистили по одной дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики? (7 дорожек)
  • 2 брата нарисовали по 2 рисунка в подарок дедушке. Сколько рисунков получил дедушка? (4 рисунка)
  • У Тани и у Кати по 4 тетради. Таня дала Кате 2 тетради. Сколько тетрадей стало у каждой девочки? ( у Кати стало 6 тетрадей, а у Тани – 2 тетради)
  • Сестра и брат получили по 4 яблока. Сестра съела 3 яблока, а брат – 2 яблока. У кого яблок осталось больше? (у того, кто съел меньше)
  • На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?
  • Купил на 1 рубль, заплатил 2 рубля. Сколько дадут сдачи?
  • На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)
  • Как можно одним мешком пшеницы наполнить 2 пустых мешка, таких же как и мешок, в котором находится пшеница? (надо один из пустых мешков вложить в другой, а затем насыпать в него пшеницу)
  • Задумай число до 5. прибавь к нему 2, я отгадаю , какое число ты задумал. Сколько у тебя получилось?
  • У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если б было 7 кадушек, сколько было бы лягушек?
  • Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было сложить 2 новых квадрата?
  • На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (переложить один из тех, что короче)
  • Первый Назар шел на базар, второй Назар – с базара. Какой Назар купил товар, какой – шел без товара?
  • Двое детей подошли к реке. У берега всего 1 лодка. Как им перебраться на другой берег, если лодка может взять только одного пассажира? (дети подошли к реке с разных берегов)
  • Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, каждая кошка имела 3 котенка. Сколько ног было на мельнице? (две ноги, у кошек лапы)
  • Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
  • Горело 7 свечей . 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось? (7)

Загадки

  • Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а не ест. (Вилка)
  • Дом без окон и дверей. В нем 6 кругленьких детей, в темноте проводят дни,… угадайте, кто они? (Горошины в стручке)
  • Для 5 мальчиков пятеро чуланчиков, а выход один. (Перчатка)
  • 1 ствол, много ветвей, а на веточках много гостей. (Дерево)
  • Кто становится выше, когда садится? (Собака)
  • Что становится легче, когда его надувают? (Резиновый шарик)
  • 2 брата по одной дорожке бегут. 1 впереди, 2 сзади: эти 2 бегут и первого догнать не могут. (Трехколесный велосипед)
  • Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья. Мы за обедом – под столом, а ночью – под кроватью. (Ботинки)
  • У него 4 лапки, в лапках – цап-царапки, пара чутких ушей, он гроза для мышей. (Кот)
  • На четырех ногах стою, а ходить не могу. (Стол)
  • Возле елок из иголок летним днем построен дом. За травой не виден он, а жильцов в нем – миллион? (Муравейник)
  • Этот конь не ест овса, вместо ног – 2 колеса. Сядь верхом да мчись на нем, только лучше правь рулем! (Велосипед)
  • Один сторож, много веток: все по горнице гуляют, сор повсюду подбирают. (Веник)
  • На 2 пальца меня одевают и что нужно разрезают. (Ножницы)
  • Работать примется одна – другая ей тот час поможет, и даже вымыться одна без помощи другой не может. (Руки)
  • Рядышком двое стоят, направо, налево глядят. Только друг друга совсем им не видно, это, должно быть, им очень обидно. (Глаза)
  • Спинка, доска и 4 ноги – что я задумал скорей назови! (Стул)
  • 4 брата по улицам бродят, один другого не обгоняет, один от другого не отстает. (Колеса автомобиля)
  • Один пьет, другой растет, а третий зеленеет, да растет (Дождь, земля, трава)
  • Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло. (Свекла)
  • Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте мухи шелк. (Паук)
  • 5 братьев: годами равные, ростом разные. (Пальцы)

Логические концовки

  • Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).                                                           
  • Если 2 больше одного, то один… (меньше двух).                                                        
  • Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа…(вышел позже Саши).          
  • Если река глубже ручейка, то ручеёк… (мельче реки).
  • Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры). 
  • Если правая рука справа, то левая рука… (слева)

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Дидактические игры

Дидактические игры по математике

Игры, упражнения на развитие познавательных процессов

Игры шашечного хода

Игры с карточками

 

ПРАВИЛА РАБОТЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Как работать акварелью. Акварель — краска легко разводимая водой, и главное ее достоинство — прозрачность. Просвечивая через тонкий слой краски, бумага как бы освещает акварельный цвет изнутри. Это придает акварели необычную воздушность и звучность. Другим отличительным свойством акварели является большая ее подвижность. Благодаря воде, кисть легко наполняется красящим пигментом, и краска свободно сходит на бумагу, оставляя на ней заметный след. Поэтому акварель требует особенно хорошего, выразительного рисунка...читать далее  

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Скороговорки

Скороговорки для развития речи и звукопроизношения

Стихи-загадки про буквы алфавита

Стихи для заучивания

Стихи о буквах

Считалки, стихи-шутки

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Разминки и физкультминутки

Сборник физминуток для детей

Физкультминутки (математика)

 

ИГРЫ

Цепочка примеров

Цель: упражнять детей в умении производить арифметические действия.

Ход игры: две группы участников садятся на стулья – одна против другой. Один ребенок берет мяч, называет простой арифметический пример: 3 + 2 – и бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере. Участник игры, давший неверный ответ или пример, выбывает из игры. Выигрывает группа детей, у которой осталось больше игроков (предлагается для детей 6 – 7 лет, успешно усвоившими арифметические действия).

Отгадай число

Цель: закрепить умение детей сравнивать числа.

Ход игры: по заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число (числа) меньше 8, но больше 6; больше 5 , но меньше 9 и т.д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок. При делении детей на 2 группы ответивший неправильно выбывает из игры.

Только одно свойство

Для игры необходимо изготовить специальный набор геометрических фигур. В него входят 4 фигуры (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник) четырех цветов (красного, синего, желтого и белого), маленького размера. В этот же набор включается такое же количество перечисленных фигур указанных цветов, но больших по размеру. Таким образом, для игры (на одного участника) необходимо 16 маленьких геометрических фигур четырех видов и четырех цветов и столько же больших.

Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее.

Ход игры: у двоих играющих детей по полному набору фигур. Один (тот, кто начинает игру) кладет на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить рядом фигуру, отличающуюся от нее только по одному признаку. Так, если первый положил желтый большой треугольник, то второй кладет желтый большой квадрат или синий большой треугольник и т.д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от нее более чем на один признак. В этом случае фигуру у игрока забирают. Проигрывает тот, кто первый останется без фигур. (Возможны варианты.)

 Игра строится по типу домино. По ходу игры требуется быстрая ориентировка играющих в цвете, форме, размере фигур, отсюда и воздействие на развитие логики, обоснованности мышления и действий.

Числовой ряд (для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.

Ход игры: двое детей раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами то 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, до 13). Некоторые из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше – правее. Если же возьмет карту с числом уже открытым, то возвращает ее на место, а право ходе переходит соседу. Выигрывает тот кто первый выложит свой ряд.

Назови число

Цель: упражнять детей в умении производить устные вычисления.

 Ход игры: взрослый или старший ребенок говорит: «я могу отгадать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к результату прибавь 1, у тебя получилось число 5». В этой несложной задаче на смекалку задуманное число может быть любым, но для решения ее нужно уметь устно вычислять.

Сколько взять конфет?

Цель: упражнять детей в соотнесении условия задачи с результатом.

Ход игры: предлагается условие задачи: «в вазе лежало 3 яблоко. Мама угостила ими трех девочек. Каждая из девочек получила по одному яблоку, и одно осталось в вазе. Как это получилось?» к ответу решающей задачу приходит вследствие размышления, соотнесения условий с результатом. (одна девочка взяла яблоко вместе с вазой).

 

Календарь
«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright zarechenskaya.ucoz.net © 2025
    uCoz